четверг, 18 марта 2021 г.

Книга - пространство для дискуссий

 

Доступность книги, как питьевой воды, 
должна быть всеобщей.
Жузе Эдуарду Агуалуза
 
Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога!
В моей личной библиотеке пару месяцев назад появилась удивительная книга современного ангольского писателя и журналиста Жузе Эдуарду Агуалуза "Всеобщая теория забвения", которая понравилась и не оставила равнодушной. После прочтения романа осталось необъяснимое послевкусие... 
С произведениями данного автора ранее не приходилось знакомиться, поэтому было довольно любопытно читать этот интересный и запутанный, немного ироничный роман, способный изменить тебя изнутри...  
В магазине книга привлекла своим названием, а когда открыла на середине и прочла пару предложений, меня сразу захватило повествование, такое глубокое, странное, где переплелись и боль, и радость, и жажда жизни, прощение и память героев.
 

Автор поделил роман (небольшой по объему, 270 страниц, можно прочесть за вечер!) на главы-эпизоды, рассказывающие о жизни разных людей, судьбы которых оказались переплетены и пересекаются в финале романа.
Главной героиней является Лудовика (Луду) Фернандеш Ману, пережившая в юности страшное "происшествие", как она сама это называла и эта психологическая травма с годами переросла в боязнь открытых пространств. 
Героиня переезжает из Португалии в Анголу вместе со своей родной сестрой. На новом месте героиня живет в доме своей сестры, помогает вести хозяйство, много читает, получает в подарок белого щенка - будущего верного друга, которого назовет Призрак. В Анголе начинается революция, город охватывают беспорядки. Сестра со своим мужем пропадают бесследно и героиня остается одна со своими страхами... 
За всем происходящим на улицах Луду наблюдает из окон квартиры. И однажды, чтобы защититься от внешнего мира с его ужасами, она возводит кирпичную стену, скрывающую входную дверь в квартиру, тем самым замуровав себя. Изолированной от общества, находясь лишь со своим верным псом, героиня проживёт в квартире почти 30 лет!
Во время своего добровольного заточения Луду вела дневник (10 тетрадей), когда же тетради и чернила закончились тексты и рисунки героиня делала углем на стенах своей квартиры. Столько всего пришлось пережить этой женщине!
Когда умер Призрак, любимая собака героини, она почувствовала, как в груди образуется пустота. Собака для неё была единственным существом, которое любило её и которое любила она. Собака придавала жизни Лудовике смысл.

...Для кого я пишу?
Пишу для той, кем когда-то была. Может, та, кого я оставила, продолжает существовать где-нибудь на чердаке времени - на повороте или перекрестке, - скорбно замерев и неким таинственным образом читая эти строки, которые я выписывают, не видя их...
Я теперь счастлива.
Так просто было открыть дверь, выйти на улицу и обнять жизнь...
Мне жаль, что ты так много потеряла. Так жаль.
Но разве не похоже на тебя несчастное человечество?...

Меня очень поразило, что столько лет эта женщина ни смотря на одиночество, лишения и голод, преодолевая страх, всю свою жизнь пыталась забыть о том "происшествии" (изнасилование неизвестным, заточение в комнате своими родителями до периода рождения ребенка, которого тоже оторвали от неё, не дав увидеть...)
...Стыд не давал мне выходить из дома... Каждый день я думала о своей дочери, каждый день училась о ней не думать...
Дочь, став взрослой и состоявшейся в жизни, долго искала свою родную мать. Встреча матери с дочерью произошла спустя много лет и было очень волнительной для обеих. Луду очень волновалась все дни перед встречей, но когда увидела свою взрослую дочь, ощутила полное спокойствие. Дочь хотела забрать свою мать домой, в Португалию, но Лудовика отказалась, сославшись на то, что теперь её родина здесь и другой не осталось...
...Луду верила в то, что Бог взвешивает души умерших на весах. На одной чаше душа, на другой - слёзы тех, кто её оплакивал. Если по ней никто не плакал, душа опускается в Ад. Если же слёз достаточно и они вполне искренни, душа поднимается в Рай...
В Рай отправляются те, кого другим будет не хватать. Рай - это пространство, которое мы занимаем в сердцах других людей, так говорила моя бабушка. Я не верю в это. Хотелось бы верить во всё, что так же просто, но мне не хватает веры...

Пересказывать все перипетии жизни героев романа не стану, каждый найдет в этой книге что-то своё. Для меня это произведение стало невероятным открытием года!  Знакомство с автором решила продолжить и нашла книгу "Продавец прошлого" в электронном формате. 
Спасибо всем за внимание! Читайте хорошие книги!

6 комментариев :

  1. Здравствуйте, Наталья! Интересная книга! Спасибо за отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте!
      Книг большое множество, среди прочитанных есть те, что безумно нравятся и те, которые не вызывают никаких эмоций. Но этот роман особенный, глубокий, яркий и по своему интересный. Спасибо!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Наталья! Судя по Вашему отзыву, книга интересная! Спасибо! Я люблю и с удовольствием читаю! Заходите в гости https://serdzerasum.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, здравствуйте! Да, нахожусь под впечатлением от книги до сих пор! Очень люблю читать необычные книги, стараюсь уделять чтению больше времени. Большое спасибо, обязательно загляну к Вам в гости!

      Удалить
  3. Ага! Зацепило! Спасибо за отзыв с наводкой на нового интересного автора:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую, Оксана! Вот и меня "зацепило"!) Агуалуза для меня стал открытием! Спасибо!

      Удалить